Get Adobe Flash player

RSS-лента

Адрес

629712
Ямало-Ненецкий
автономный округ,
Ямальский р-он,
с.Новый Порт ул.
Школьная 2
nshi1932@mail.ru
тел/факс
(34996)2-46-28
Сейчас 44 гостей онлайн

Мы на карте

Права ребенка




Детский телефон доверия
8(495)624-6001
8(800)2000-122

Реестр


Школа внесена в национальный реестр

Календарь

Праздники России

QR код


Не знаете что это такое? Нажмите сюда

Погода


Ну и погода в Новом Порту - Поминутный прогноз погоды

Статистика сайта



Главная Яковлева Галина Александровна

Работала воспитателем Новопортовской школы-интернатв течение 33 лет.

Галина Александровна получила уникальное образование, окончив в 1969 г. славянское отделение филологического факультета МГУ им М.В.  Ломоносова,  по специальности польский и сербо-хорватский языки. На этом отделении  состоялся всего один выпуск студентов – специалисты такого  профиля  срочно понадобилисьправительству СССР для активизации связей со странами «социалистического содружества». Но работать по специальности Галине Александровне не пришлось – личные обстоятельства заставили ее уехать подальше от Москвы. Помогла родная сестра, которая работала в Министерстве Просвещения, предложив  поехать на Север. В Салехардском ОкрОНО определили в школу-интернат п. Антипоюта Тазовского района, где очень нужны были  педагоги. Галине Александровне предложили должность воспитателя.

Условия, с которыми столкнулась Галина Александровна, прибыв в началеавгусте к месту назначения,  произвели на нее негативное впечатление. В поселке выстроили здание нового интерната, но из-за недоделок, оно не было пущено в  эксплуатацию. В результате,старый интернат был переполнен до предела: взрослые мальчики и девочки жили вместе в одном помещении, везде наблюдалась теснота, грязь,отсутствие электричества (одна керосиновая лампа горела только в коридоре), нехватка одежды, посуды и проч. Молодого специалиста поразил один случай, который Галина Александровна запомнила на всю жизнь. Детей тогда в интернат начинали собирать рано, практически с начала августа. Она повела младших детей, живущих в интернате, в столовую. На улице было холодно, от непрерывного дождя образовались огромные грязные лужи. Дети шли в больших, явно не по размеру, резиновых сапогах. Маленькая девочка буквально увязла своими сапогами в луже, и выбраться самостоятельно не могла. Галина Александровна решила ей помочь, схватила девочку, а ее сапоги остались в луже –  в воздухе замелькали грязные голые  ноги…

Проработав год и не смирившись с «суровыми» условиями, Галина Александровна решила вернуться в Москву, но так сложились обстоятельства, что  после отпуска она снова оказалась на Севере, но уже в школе-интернате с. Новый Порт. Была принята на знакомую работу – воспитателем в интернат. В интернате Г.А. Яковлева, наверное, оказалась не случайно, сама прошла  этот путь в детстве.

  Детьми военной поры судьба распоряжалась безжалостно. Родилась Галина Александровнав г. Оренбурге за две недели до начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 г. Отца забрали на фронт, где он вскоре погиб.Мама  умерла, когда Гале было 8 лет, поэтому пришлось пройти все ступени коллективного воспитаниядетей, оставшихся без попечения родителей, начав с детского дома в Оренбурге.

 Тем не менее, Галина Александровна совсем не обижена на свое детство, считает, что ей везло на коллективы и воспитателей, которые заботились о детях по-матерински и старались не допускать каких-либо нарушений, нередко имеющих место в современных детских домах и интернатах. К тому же, как считает Галина Александровна по прошествии многих лет, интернатовские детитой поры были  более приспособлены к жизни,  так как трудностей пришлось перенести им немало.Дети рано взрослели, активно участвовали в самоуправлении, нередко заменяя воспитателей.  Подростков в интернатах тогда не оставляли надолго, после окончания 7 классов они шли в ремесленные и профессионально-технические училища – стране нужны были рабочие руки.

Повезло Галине Александровне и в том, что в своей семье она осталась не одна –  старшая по возрасту сестра, которая вышла замуж за военного и переехала с мужем на жительство в Москву, всегда заботилась о младшей и поддерживала ее в трудные периоды.

Работа воспитателем в Новопортовской школе-интернате требовала много терпения и сил.Во второй половине 1970-х гг. при директоре В.А. Филиппове возникла проблема с размещением вновь прибывших детей. В интернате тогда было около 400 детей, а в иные годы бывало и больше, так как поселковые дети должны были жить в интернате. Двухэтажное здание интерната еще не было сдано. Всех  девочек разместили в помещении спортзала, а  мальчиков(80 человек) - в отдельном одноэтажном здании. С большой группой мальчиков Г.А. Яковлева работала вдвоем, вместе с женой Филиппова, учительницей русского языка и литературы.

Помещение интерната было тесным, в комнатах спали человек по 20, к занятиям дети готовились прямо в коридоре, было очень неудобно: шум, хождение (учились в две смены, пока старшие готовятся, младшие приходят из школы, старшие возвращаются – младшие сидят за подготовкой).Материальные неудобства приходилось преодолевать постоянно. Ремонт интерната всегда делали своими силами, воспитатели и технические работники, что требовало дополнительного времени и определенных умений.

В 1977 г. в школе-интернате случился большой аврал, связанный с тем, что паровое отопление, на которое перевели новое здание интерната, вышло из строя в большую мартовскую пургу. Спасло детей старое здание школы, обогреваемое печами, в него и поселили интернатовских детей. Тех, кто не поместился в этом здании, разместили по другим поселковым домам,  дети жили даже в здании сельсовета.

Пьянство детей – это главный порок, с которым все годы работы в интернате Галине Александровне, как и всем воспитателям, приходилось бороться.   Педагоги прибегали к разным средствам: проводили беседы о вреде пьянства, старались приобщать к здоровому образу жизни, не уставали делать воспитанникам внушения, вынуждены были выслеживать «любителей пагубной привычки», отбирать купленное или принесенное кем-то из взрослых «зелье» и даже усмирять пьяных дебоширов, рискуя собственным здоровьем и  жизнью. Галина Александровна вспоминает из своей практики случай, когда она не разрешила молодому влюбленному юноше встретиться со своей девушкой - он пришел в интернат пьяный.  В порыве «негодования», а более всего под воздействием алкоголя, он где-то раздобыл ружье и   вернулся в интернат отомстить «обидчице». Благо, смена у Галины Александровны уже закончилась, и она ушла домой. Об этом инциденте, она узнала только назавтра, было не столько страшно за себя, сколько обидно за то, что этот выпускник сам долго жил в интернате, пользовался ее любовью и доверием. Много лет спустя после этого случая, Галина Александровна, встретив уже взрослого «дебошира»,  задала ему вопрос, как он мог пойти на такое, на что он с виноватой улыбкой ответил: «Кто старое помянет…» Галина Александровна до сих пор переживет и  жалеет тех детей, которые «прошли через ее руки» в интернате, но, встав взрослыми,  не обрели какой-то жизненной опоры и рано ушли из жизни.

Еще одна проблема, с которой сталкивались воспитатели – отсев детей. Трудно, по словам Г.А. Яковлевой, сразу найти причину, по которой дети «исчезали». Она хорошо запомнила, что в один учебный год в 1-м классе у нее числилось 34 человека, а в 8-м классе из них выпустили только 15, т.е. меньше половины от первоначального числа. Были случаи, когда дети сбегали из интерната сами, или родители увозили детей раньше наступления каникул, без спроса. Галина Александровна вспоминает случай, когда потерялись две девочки-первоклассницы, обе Наташи. Тогда была не ее смена, но детей искали  все вместе, несколько раз из конца в конец оббегали поселок, выходили в тундру. Утомленные бесплодными поисками воспитатели и дети, наконец,случайно обнаружили «беглянок», уже в полной темноте: девочки заигрались и уснули прямо у стен интерната,под лестницей. Благо, на улице было уже тепло.

 Один неординарный случай был связан с воспитанницей, родители которой жили в чуме неподалеку от поселка. Девочка не вернулась в интернат после зимних каникул, поэтому Г.А. Яковлева вместе с директором школы В. А. Филипповым в мороз отправились в чум. Родители не хотели отдавать детей на учебу, поэтому увезли их подальше в тундру, поход педагогов в тундру закончился безрезультатно. Правда, внушения и уговоры директора и воспитателя подействовали – через день ученица пришла в интернат.

Воспитатели интерната старались как-то разнообразить досуг воспитанников. В советские годы развлечений у детей таких, какие они имеют сейчас  (ноутбуки, планшеты, телефоны и проч.), не было, поэтому всех детей в обязательном порядке водили в кино 2 раза в неделю, первая смена - в 11 часов, вторая – в 16 часов. Учащимся демонстрировали хорошие детские или подростковые фильмы, которые расширяли их кругозор, воспитывали нравственно.

  Педагоги школы-интерната много работали, но любили и отдыхать.Молодежь, а в школе-интернате всегда работало много молодежи, несмотря на бытовые трудности, жила весело, дружно. В свободное время и выходные дни ходили в кино, участвовали в сельской самодеятельности. По домам не сидели: телевидение в поселок пришло  лишь в 1976 г., да и то работало с перебоями всего несколько часов в сутки, частые помехи отмечались и в радиовещании.

У жителей с. Новый Порт, - как вспоминает Г.А. Яковлева, - было много бытовых трудностей, особенно с водой, которую возили на лошадях.   Она, как и некоторые ее соседи, приспособились: рядом с домом было небольшое болото, где они брали воду. В этой воде в теплое время  года водилась  всякая живность, «букашки, клопики», от которых освобождались путем процеживания, затем воду кипятили и употребляли для питья и приготовления пищи.  Большое болото соединялось с болотцем поменьше. Галина Александровна вспоминает, что  летом 1971 г.  в поселке  находились студенты – стройотрядовцы, которые завершали строительство  школы. Они жили в доме рядом с болотом и тоже пользовались для своих нужд этой водой. Однажды утром они умывались и чистили зубы на «большом» болоте, а с другой стороны, на маленьком болотце кто-то из жителей стирал грязное белье, студенты были шокированы таким зрелищем, и начали возмущаться. Такие случаи встречались постоянно. Через несколько лет, при строительстве больницы, болото засыпали, стало еще хуже – трудности с водой остались прежние. Много проблем было и с поселковой баней: в течение многих лет бане не везло, она все время располагалась в каких-то приспособленных помещениях, была неуютной и не очень чистой.С продуктами питания, как считает Г.А. Яковлева, было лучше. С осени запасали все необходимые овощи, хорошее молоко получали с поселковой фермы, всегда в достатке было мяса и рыбы.

Галина Александровна подводит итог своей профессиональной деятельности:«Работала  в основном с мальчиками, с ними легче находила общий язык. Болела за детей, за их учебу. В целом, с детьми ладила. Никогда не терпела формализма, шла на послабления и уступки, если  была уверена, что дети меня поймут и поддержат. Современная позиция «чуть что» - пишите докладную - мне не понятна.  Кто-то из выпускников позднее мне сказал, что я была самой демократичной воспитательницей, наверное, это так».

 Г. А. Яковлева в школе-интернатепроработала с 1970 по 2003 г. За свой добросовестный труд награждена Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», грамотами.

За более чем 40-летний период жизни в селе Г. А. Яковлева может оценить перемены, которые произошли в  облике села. Новый порт по ее мнению, «стал почти городом», выросли новые благоустроенные дома, деревянные настилы дорог заменили твердым покрытием.Сын Галины Александровны со своей семьей живет в Подмосковье. Она навещает семью сына, обожает внучку, но покидать Новый порт не собирается, говорит, что привыкла, здесь всегда находит занятие по душе, например, чтение книг.  Г.А. Яковлева резюмирует: «Не могу находиться где-либо долго. Север тянет». 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости сайта

28 Апреля 2016, 16.07
По номеру +7(495)104-68-38 действует телефон доверия по процедуре проведения ЕГЭ и ОГЭ. Звонки принимаются с 9:00 до 18:00 по
04 Апреля 2016, 15.44
Вы можете ознакомиться с графиком информирования и подачи апелляций в разделе ГИА-2016 -
16 Февраля 2016, 15.59
Расписание консультаций   9 класс 11

Ссылки

Вход на сайт



Новости партнеров



Карта сайта